Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

ПОЛОЖЕНИЕ об обучении обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения по индивидуальному учебному плану

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки, утверждения и внесения изменений  в адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

 

 

Правила организации обучения детей инвалидов в школе

Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

Рекомендации учителям

Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

Рекомендации родителям

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок.

 

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Документы  Федерального уровня

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Постановление №1297 от 01.12.2015 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы"

Конституция Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным пограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 

Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

ФЗ № 181 от 24.11.1995 (ред. от 02.07.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

ФЗ №273 от 29.12.2012 (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 

Документы регионального уровня

Постановление Правительства Оренбургской области № 731-п от 30.08.2013 "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014-2020 годы"

Закон Оренбургской области № 1698/506 от 06.09.2013 года "Об образовании в Оренбургской области"

Приказ Министерства образования Оренбургской области  №01-21/956 от 30.04.2015 "О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". 

ГРАФИК РАБОТЫ РАЙОННОГО  КОНСУЛЬТАЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 

Информация о специализированных школах Оренбургской области

ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат №2" г. Оренбурга

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Новотроицк Оренбургской области

Государственное специальное(коррекционное) образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3